Новости

Участие Тимура Мухамедова в Международной научно-практической конференции г. Владимир

     Выступление Т.Н. Мухамедова c докладом на тему: «Роль общественных организаций в решении вопросов трудовой миграции. Нелегальная миграция. Пути решения».

    Миграционная ситуация в современной России, сформировалась в непростых политических, социальных и экономических условиях, сложившихся в результате распада СССР, формирование отлаженной системы управления миграционными потоками на федеральном и региональном уровнях пока не получило своего завершения, и поэтому не в полной мере отвечает динамичным изменениям, происходящим в миграционной сфере.

    Всем нам понятно, что трудовая миграция является важным фактором социально-экономического развития в каждой отдельно взятой стране и в мире в целом, поскольку в миграционные процессы вовлечены сотни миллионов наемных работников и предпринимателей.

    Основными условиями перспективного развития национальной экономики РФ является:

    1. Правильное распределение трудовых ресурсов, с учетом занятости населения и рынка труда и улучшение демографической ситуации (сокращение количества трудоспособного населения, требует привлечения в экономику РФ иностранной рабочей силы, а это уже приводит к изменениям в культурно-образовательной, социальной, религиозно-этнической структуре общества и влечет корректировку подходов государства в осуществлении внутренней политики, обеспечению своей государственной и общественной безопасности).

    2. Создание организационно-экономического механизма регулирования внутренней и внешней трудовой миграции в национальной экономике России (в Послании Федеральному Собранию РФ Президентом России В.В. Путинным отмечены пути экономического развития - наращивание инвестиций в различные отрасли экономики, обеспечивающие поступательный рост ВВП, усиление инновационной активности и на ее основе повышении конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке).

    3. Разработка организационно-правового механизма воздействия на трудовые миграционные потоки в РФ. (Совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики. Приоритетная направленность должна быть ориентирована на создание миграционной привлекательности России, с одной стороны, и на защиту рынка труда от нелегальных мигрантов, с другой - это профилактика и пресечение нелегальной миграции, то есть разработка и реализация комплекса мер направленных на ее сокращение и устранение, а так же ликвидацию негативных последствий (инфекционные болезни, неуплата налогов, теневая экономика, криминогенные формирования, деятельность террористических и экстремистских организаций, коррупция, проявления ксенофобии, межнациональные конфликты), которые в целом наносят социально-экономический ущерб государству.

   Роль же общественных организаций в решении вопросов трудовой миграции выражается в том, что мы совместно со своими коллективами и активистами, вносим весьма весомый вклад в успешную адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов в российское сообщество в первую очередь тем, что формируем отношения между людьми, не зависящих от национальных различий, а это в свою очередь определяется культурой и образованностью людей, так как все мы живем в рамках своего человеческого и культурного достоинства. Именно поэтому, мы совместно с Правительством г. Москвы, Московским домом национальностей и иными структурами проводим совместные культурно-просветительные и спортивные мероприятия, участвуем в разного рода образовательных программах, круглых столах, семинарах, международных выставках, фестивалях, танцевальных олимпиадах, концертах, общегородских праздниках, ежегодной межнациональной акции «Аллея Дружбы», более того занимаемся и информационной деятельностью (издаем газеты, справочники, словари) и тем самым одновременно повышаем культуру, образованность, грамотность и правосознание, как трудовых мигрантов, так и граждан России.

  Мы повсеместно пропагандируем и стремимся к организации такого гражданского общества россиян, в котором каждый бы чувствовал себя достойным гражданином своей страны, гордился и уважал себя и общество, ставил свою гражданскую идентичность выше культурной, национальной и религиозной идентичности. Мы считаем, что именно такая позиция, а так же человеческие качества и поступки, могут в свою очередь являться предметом истинной гордости и получить высшую оценку со стороны общества и государства. Все это позволит государству, обществу, всем россиянам, жить в мире и согласии, в стране, с устойчивым и твердым исполнением законов, соблюдением прав человека и свободы совести, где каждый при этом сохраняет свою собственную уникальность, культурно-историческое наследие, самобытность и свое человеческое достоинство. Очень важно всем открыто обсуждая наши проблемы, принимать участие в столь важном для всех процессе построения и совершенствования культурной, социальной, межнациональной и миграционной политики Российской Федерации, искать пути и находить правильные решения.

   Что касается нелегальной трудовой миграции – решать эти проблемы, необходимо одновременно двумя путями об этом непосредственно говорит наш Президент В.В. Путин, он считает, что следует организовать работу по двум направлениям:     1 - создавать обучающие и информационные центры в странах исхода и 2- наладить эту работу в российских регионах.

     По первому направлению, предлагаем:

- трудовые ресурсы необходимо набирать официально в рамках международных (межправительственных) соглашений. Во многих странах уже есть обучающие центры, например при Агентстве по вопросам внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты Республики Узбекистан имеется Центр предвыездной адаптации, и нет нужды тратить средства на его создание;   

- в качестве профилактики нелегальной миграции перенести криминальный и санитарный контроль в страны исхода на основании международных (межправительственных)  Соглашений и Минской Конвенции 1993г. (О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ) создав объединённую базу данных стран СНГ или открыть представительство своего компетентного органа на территории стран исхода и не допускать въезд нежелательных лиц.

  Плюсы очевидны, мы имеем: квалифицированного специалиста, владеющего русским языком; прошедшего проверку медицинскую, проверку судимости (привлечения к уголовной ответственности,  административным правонарушениям), более того проверку общественную, через орган общественной самодеятельности населения в Узбекистане – Махалинский Комитет; более того, трудовой мигрант прибывает из дружественной России страны, бывшей Республики СССР, с которой связывает нас общность истории, общая победа над фашизмом, русский язык - язык межнационального общения, общий можно сказать менталитет.  

    Таким образом, для качественной систематизации внешнего миграционного процесса необходимо взаимодействие государственных структур, ответственных за внешнюю трудовую миграцию, как в России, так и в странах исхода, на основании такого правового инструмента, как международное (межправительственное) Соглашение об организованном наборе трудовых ресурсов, в этом, случае, возможно, не понадобится квотировать иностранные трудовые ресурсы, направляемые официальными органами одной стороны по конкретным заявкам принимающей стороны.

     По второму направлению, предлагаем государственным органам, совместно с общественными организациями, рассмотреть все возможности расширения и улучшения инфраструктуры для адаптации и интеграции мигрантов, это:

- правильное и объективное, без придания национальной окраски освещение в СМИ тех или иных событий, пресечение и недопустимость любых проявлений национализма, ксенофобии и мигрантофобии. Необходимо нам самим формировать положительный образ трудового мигранта – труженика, налогоплательщика, равноправного члена общества и каждый мигрант будет стремиться к этому идеалу;

- особое внимание уделять работе с молодежью, обучению русскому языку, общности истории и недопустимости ее переоценки, культуре, основам законодательства. Привлекать молодежь к общественной деятельности, защищать их интересы, поддерживать инициативы, направленные на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, комфортную (бесконфликтную) интеграцию и адаптацию в российское общество; 

- государственное и общественное регулирование, через органы власти в том числе, через вновь создаваемые консультационные и адаптационные центры, в решении вопросов социально-правовой поддержки трудовых мигрантов, обеспечивающей соблюдение прав, всестороннюю практическую помощь, защиту интересов в различных инстанциях от дискриминации в области социально-трудовых отношений. Доступность для трудовых мигрантов и их детей медицинских учреждений, школ, детских садов;

- помимо обучения русскому языку, географии, истории и культуре, основам труда и нормам права, необходимо организовать профессиональное обучение трудовых мигрантов на базе профессиональных училищ, по конкретным запросам работодателей с последующим гарантированным трудоустройством, одновременно формируя единую электронную базу данных как работодателей нуждающихся в квалифицированной рабочей силе, так и трудовых мигрантов, для обеспечения их идентификации и сопровождения легального нахождения. В этом случае трудовой мигрант имеет возможность работать и учиться одновременно, правовая база для этого есть.

   Положительный опыт уже имеется в таких городах, как: 1). г. Красноярск, с 2007г. действует консультационно-адаптационный центр, имеет общежитие на 500 чел. и на базе проф.тех. училища обучает иностранных граждан 8 специальностям;  2). 03.09.2013г. в Тамбове открылся 1-й центр социальной адаптации трудовых мигрантов на базе ФГУП «ПВС» ФМС РФ, на 80 чел.; 3). 17.10.2013г. в Оренбурге открылся 2-й центр социальной адаптации трудовых мигрантов на базе ФГУП «ПВС» ФМС РФ, на 100 чел.; 4). 12.12.2013г. в Москве создан консультационно-адаптационный центр «Дружба»; 5). 14.02.2014г. в Тюмени создан центр социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов, рассчитанный на одновременное проживание и обучение более 700 иностранных граждан.

  В том случае, если будет чувствоваться нехватка трудовых мигрантов, возможно, стоит проработать и запустить механизм так называемой "Амнистии к трудовым мигрантам", в рамках проекта Российского переселенческого движения, в задачи которого входят: создание основ эффективного землепользования и экспорта на Евразийском экономическом пространстве, освоение и заселение «пустых пространств» - сельских территорий страны, запуск аграрной индустриализации как основы промышленного развития и экономического лидерства, обеспечение условий переселения и получения стабильной работы для жителей России, а также для соотечественников и трудовых мигрантов из стран постсоветского пространства, нацеленных на временную трудовую адаптацию или  перспективу стать гражданами России, чтобы многие нелегалы получили возможность выйти из тени.

   Снова одни Плюсы: по желанию человека, а у него есть право выбора - в случае возвращения на родину он имеет опыт работы, специальность, знание языков, денежные накопления, пенсию, в конце концов, друзей в России, в том случае, если он захочет остаться и получить гражданство Российской Федерации, мы имеем квалифицированного специалиста, знающего русский язык, который исправно платит налоги, формирует свой пенсионный фонд, его местонахождение, учебы и работы известно, он живет, создает семью, растит и воспитывает детей – граждан РФ).

  На основании изложенного, в связи со сложившейся демографической ситуацией и учитывая потребности национальной экономики в трудовых ресурсах необходимо четкое исполнение существующих законов, осуществление в полном объеме ресурсного обеспечения имеющихся миграционных программ и планов, претворения в жизнь Стратегии государственной национальной политики, Концепции государственной миграционной политики, направленных на искоренение ксенофобии и мигрантофобии, на цивилизованное решение проблем трудовой миграции, повышение ее эффективности, (решение проблем недобросовестного работодателя, правильное распределение трудовых ресурсов, с учетом занятости населения и рынка труда), сочетающей долгосрочные интересы и экономическую целесообразность привлечения иностранной рабочей силы, с вопросами защиты внутреннего рынка труда от нелегальной трудовой миграции. 

        

 

Предыдущий объект | К списку объектов | Следующий объект